7.26.2016

Реквием по маршруткам

14 июля был последним днем, когда на улицах города можно было увидеть белые Iveco, ходящие по маршрутам 2-ст и 8-ст. История с закрытием этих маршрутов, которая длилась несколько лет, наконец завершена. Мы, специально выждали паузу, чтобы понаблюдать за тем, что же будет с транспортом на этих направлениях, и теперь решили высказать свою точку зрения на произошедшее, объяснив, почему же участники проекта "Владимир. Город для людей" считают, что ликвидация этих маршрутов вопреки сложившемуся мнению полезна для транспортной системы города. Но обо всем по порядку.


Как мы потеряли последние маршрутки
13 июля генеральный директор ООО "АТП-траст", перевозчика, обслуживавшего маршруты 8-СТ и 2-СТ, Ирина Михеева в интервью "Зебра-ТВ" сообщила, что с 15 июля предприятие прекращает осуществлять рейсы. 15 июля белые маршрутки, курсировавшие по городу на протяжении многих лет, действительно не появились на улицах.



Со слов представителей компании, причиной ухода стало вступление в силу поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые связаны с принятием закона 220-ФЗ "Об организации пассажирских перевозок". Эти поправки ужесточают ответственность как перевозчиков, так и водителей за отсутствие карты маршрута, а она, в свою очередь, может быть получена только при наличии договора между предприятием и администрацией.
     
Почему перевозчик не получил карту маршрута
Потому что у "АТП-траст" нет договора с администрацией на обслуживание этих маршрутов. Процесс изменения "привычных" маршрутов "2" и "8" был инициирован администрацией еще в ноябре 2013 года. А в начале этого года, как того требует 220-ФЗ, был утвержден реестр муниципальных маршрутов, в котором маршрут "2" изменился, а 8-го маршрута вообще нет. Напомним, что в соответствии с действующим законодательством именно уполномоченный орган местного самоуправления  имеет право устанавливать или изменять муниципальные маршруты.

Почему администрация упразднила эти маршруты
Об истинных причинах происходящего на рынке пассажирских перевозок во Владимире мы с вами можем только строить догадки. В открытых источниках не найти четкого объяснения, зачем же власти стали в 2013 году менять схему движения маршруток "2" и "8". Но логика подсказывает, что главной целью администрации было убрать дублирование маршрутов (напомним, маршрутки и троллейбусы дублировали друг друга здесь на 100%), хотя тогда, осенью 13-го, глава Управления по связям с общественностью и СМИ Александр Карпилович отрицал это и даже говорил, что "одно другому не мешает". Впрочем, в заявлении все того же управления по связям с общественностью и СМИ, выпущенному в канун ухода перевозчиков с маршрутов, говорится следующее: "...Так, в пику городским троллейбусам "маршрутка" 2СТ полностью дублировала троллейбусный маршрут №10, а "маршрутка" 8 СТ - троллейбусный маршрут №8".

Вообще городские власти достаточно давно взяли курс на ликвидацию 100%-го дублирования маршрутов троллейбусов и автобусов. Еще в 2010 году изменилось кольцо 28-го автобуса, который раньше также дублировал 8-й троллейбус. Да-да, у нас во Владимире три разных перевозчика (8 маршрутка, 28 автобус и 8 троллейбус) возили людей по одному и тому же маршруту. Как вы думаете, их тогда заботил график или погоня за пассажиром? Можно еще конечно вспомнить историю из начала 2000-х, когда городские власти убрали дублирование автобусов и троллейбусов в Загородный, правда, связано это было с уничтожением инфраструктуры электротранспорта, так что назвать это упорядочение маршрутной сети удачным у нас язык не повернется.

Таким образом наиболее вероятной версией ликвидации маршрутов 2 и 8 выглядит желание убрать дублирование маршрутов троллейбусов и маршруток.

Что в сухом остатке?
Упорядочивание маршрутов общественного транспорта, в том числе ликвидация городскими властями маршрутов 2 и 8, абсолютно логична и соответствует закону. Есть 220-ФЗ, который возлагает всю ответственность за организацию пассажирских перевозок по внутригородским маршрутам на горадминистрацию, есть реестр маршрутов, ею утвержденный, как того и требует федеральный закон, но в нем нет маршрутов по которым ездили маршрутки "2" и "8". Фактически на протяжении более чем полугода (реестр был утвержден 10.01.2016 года) они были вне закона.

Мы полностью поддерживаем решение не вносить в новый реестр маршрут "8" и изменения в маршруте "2", потому что полное дублирование маршрутов общественного транспорта разных перевозчиков недопустимо. Мы уже озвучивали свою позицию по поводу маршрутной сети города и подчеркивали, что дублирование маршрутов - это одна из главных, наряду с чрезмерной их растянутостью, проблем системы общественного транспорта Владимира. Дублирование порождает гонки, что в свою очередь ведет к повышению аварийности. Дублирование отнимает пассажиров, соответственно и деньги, которые эти пассажиры платят за проезд (а в конечном итоге и возможность инвестировать в развитие). Мы же все говорим о том, что троллейбусное предприятие убыточное, но не все понимаем одной вещи: сколько денег заработали нелегальные маршрутки, столько денег потеряло троллейбусное управление, и вот столько же денег в конечном итоге будет выделено из бюджета на покрытие убытков троллейбусного предприятия. Конечно, мы отдаем себе отчет, что это лишь одна составляющая этой "убыточности", и посчитать ее объемы достаточно сложно, ведь маршрутки не публикуют отчетность о количестве перевезенных пассажиров (мы такой информации не владеем, если у кого-то она есть, будем признательны за ее обнародование). Да и вообще, вы хоть раз помните случай, когда вам выдали билет в маршрутке?

Городские власти сделали вполне обоснованный выбор в пользу троллейбусов, потому что на таких больших пассажиропотоках (напомним, что маршрутка "2" ходила на вокзал, а маршрутка "8" ходила по "кольцу", которое, пожалуй, является самым загруженным в городе участком) автобусы малой вместительности абсолютно неэффективны. Автобусы "IVECO" максимально способны провозить около 25 пассажиров (при этом сидячих мест 17), в то время как троллейбус легко перевезет 100 пассажиров (при наличии 27 сидячих мест). То есть для перевозки одного и того же количества пассажиров понадобится 4 маршрутки или 1 троллейбус, а это уже влияет на общую загруженность дорог.

Также маршрутки абсолютно непригодны для проезда людей с габаритным багажом и, например, с колясками.

"Да, но маршрутки же быстрее", - возможно, захотите возразить вы. Подумайте, а за счет чего может достигаться эта быстрота, ведь скоростные характеристики троллейбуса не уступают маршруткам? Троллейбус легко разгоняется до 60 км/час (а больше в городе и нельзя) и тормозит только на стрелках (даже если сплюсовать все стрелки, в совокупности, временные потери от торможения на них на всю длину маршрута окажутся настолько минимальными, что и говорить об этом не стоит). Может быть за счет того, что забившись до отказа в пиковые часы, условно, на первой половине маршрута, маршрутка "2" следовала вторую половину до вокзала без остановок, что, кстати, случалось нередко? И какой прок от "быстроты" маршруток, например, жителям улицы Мира или Усти-на-Лабе, если они проезжают мимо них? Нет, конечно, можно сказать, что с проспекта Строителей-то быстрее уезжали, что нам до Усти-на-Лабе... Но с таким же успехом, мы можем кооперироваться по четверо (в 90-е годы, кстати, так часто делали) и уезжать до вокзала на такси. В среднем затраты составят примерно 25 рублей, зато доедем еще быстрее, чем на маршрутке. Только вот представьте, сколько машин потребуется для того, чтобы перевезти 100 человек. Ответ - 25. Сюда прям просится вот эта картинка.

В целом все аргументы о быстроте и медлительности общественного транспорта в нашем городе строятся исключительно на личных ощущениях. Нет или, по крайней мере, не публикуются объективные данные о средней скорости передвижения маршруток. И то, что она пролетает мимо вас со скоростью 60-80 км/час, вовсе не означает, что средняя скорость по маршруту будет намного выше. Возможно в итоге окажется, что вы выиграли 1,5 минуты, а водитель нарушил десяток правил, а возможно вы вообще приедете позже троллейбуса.

Ну и напоследок вопрос: как много маршруток "2" и"8" вы видели на улицах города после 21:00? Мы не видели ни одной. Почему? Потому что пассажиропоток падает и маршрутки уходят, так как у маршруток одна цель - заработать денег. Никаких обязательств, никакого графика, как говорится, ничего личного, только бизнес.

В общем, мы поддерживаем уход маршруток с владимирских улиц. Но будучи объективными "Владимир. Город для людей" должен сделать несколько важных замечаний. Городским властям и руководителям АО "Владимирпассажиртранс" следует серьезно отнестись к нескольким моментам.
1. Необходимо пересмотреть графики движения троллейбусов:
если раньше пассажиропоток распределялся на двух перевозчиков, то сейчас, вся нагрузка легла на "Владимирпассажиртранс" и, вероятно, следует выпускать на маршруты 8 и 10 больше единиц транспорта с более короткими интервалами.
2. Нужно продолжить оснащение троллейбусов автономным ходом.
Во Владимире есть несколько троллейбусов, которые способны преодолевать большие расстояния на автономном ходу. Перевод всего парка позволит ликвидировать единственный недостаток электротранспорта - привязку к контактной сети - и в случае аварий на линии или ДТП, троллейбус сможет объехать проблемный участок без потери времени, что особенно важно, например, для 10-ки. Стоит переоборудование троллейбусов не так дорого, городу давно пора мотивировать "Владимирпассажиртранс" заниматься подобной модернизацией. Мы бы рекомендовали администрации и перевозчику уже сейчас перекинуть имеющиеся троллейбусы с автономным ходом на маршруты, которые ходят на вокзал. По нашим наблюдениям, сейчас один такой троллейбус обслуживает маршрут №5.
Троллейбус с возможностью автономного хода на Большой Московской

3. Следует внедрять выделенные полосы для общественного транспорта.
Об этом мы уже писали. Выделенные полосы позволят и троллейбусам, и автобусам использовать свой потенциал на 100%. На выделенной полосе скорость троллейбуса ничем не отличается от скорости автобуса.


4. Необходимо модернизировать троллейбусные стрелки.
Современные технологии позволяют переключать стрелки троллейбусов дистанционно, что в свою очередь дает возможность проходить стрелки, не снижая скорость перед ними до 5 км/час. Во Владимире не такое уж большое количество стрелок. Нужно просто расставить приоритеты и начинать постепенно переоборудовать контактную сеть, начиная с самых загруженных участков.

***

Маршрутки ушли из Владимира, и, мы надеемся, что они больше никогда не вернутся на загруженные маршруты. Но это только первый шаг, на котором нельзя останавливаться. Владимир заслуживает хорошей системы общественного транспорта, тем более что все предпосылки для ее развития у нас есть, были бы только желание и необходимый уровень ответственности, простите за тавтологию, у ответственных за транспорт городских и областных начальников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий