5.12.2014

Михаил Якимов: "Деавтомобилизация центра города лишь инструмент повышения эффективности функционирования транспортной системы"

Те, кто читают нас в ТвиттереВКонтакте и Facebook, наверно, уже видели, как ответил на наши вопросы, касающиеся транспортных аспектов создания пешеходной зоны на Большой Московской, доктор технических наук, профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета, директор Института транспорта Михаил Якимов. Так как публикация состоялась в праздники, и кто-то мог ее просто не заметить, мы решили продублировать комментарии Михаила в нашем блоге.

Отметим, что все, кому интересна тема становления и развития транспортных систем городов, могут познакомиться с трудами Михаила Якимова на сайте сетевого издательства Центр дорожной информации. Это очень качественные научные исследования, базирующиеся на статистических данных. К сожалению, подобных работ о транспортной системе Владимира пока нет. Надеемся, их создание - дело недалекого будущего. Все книги Михаила Якимова на сайте Центра дорожной информации доступны для бесплатного скачивания.

1. Каковы правовые основы развития и изменения транспортных систем города в России? 
Реализация стратегии развития транспортных систем городов основана на положениях двух федеральных законов:
• Федеральный закон №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Статья 16. Вопросы местного значения городского округа
1. 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
• Федеральный закон №196 "О безопасности дорожного движения"
Статья 21. Мероприятия по организации дорожного движения
1. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Выработка стратегий развития транспортных систем городов производится на этапе разработке документов территориального планирования. В соответствии с федеральным законодательством у каждого территориального образования на сегодняшний день должны быть разработаны документы территориального планирования. Для городских округов таким документом является Генеральный план города. Согласно федерального законодательства Генеральный план городе проходит общественные обсуждения в формате общественных слушаний. Любые изменения в генеральном плане, в том числе и в разделе транспортное обслуживание населения должны быть оформлены как изменения Генерального плана и также проходить общественные обсуждения.

2. Есть ли у вас данные о вреде, который наносят троллейбусы архитектурным сооружениям? 
В мире на сегодня не существует исследований доказывающих исключительное вибро – акустическое воздействие на окружающую среду при эксплуатации электрического автомобильного транспорта. Наоборот, одним из преимуществ городского автомобильного транспорта с электрическими силовыми установками, декларируемых производителями данной техники, является пониженный шум и вибрация, а также полное отсутствие загрязнение атмосферы городов вредными выбросами, характерными для силовых установок автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Вопросы изменения архитектурного облика городов, видового восприятия пространства исторической части города, а также детализация ограничений по использованию фасадов зданий, являющихся памятниками архитектуры, находятся в ведении местных органов власти. Решения по видам использования части охраняемых зданий и объектов культурного наследия принимаются собственниками зданий по согласованию с региональными центрами охраны памятников и объектов культурного наследия.
3. Закрытие движения по ул. Большая Московская повлечет изменение шести из девяти городских троллейбусных маршрутов (в том числе полное закрытие одного маршрута - № 2). Маршруты №№ 1, 5, 7, 8 (два кольца) будут значительно отдалены от центра. Ближайшее к центру прохождение – ул. Мира и ул. Горького. Маршруты, связывающие разные районы города будут удлинены, возрастет время оборотных рейсов, время поездки между различными точками города. Как не допустить столь кардинального изменения маршрутной сети? Есть ли у горожан для этого какие-то правовые основы? 
Как уже говорил ранее, основой для принятия решений по изменению транспортной системы являются документы территориального планирования. В данном случае все изменения, описанные вами, должны быть основаны на Генеральном плане города и на проектах планировок отдельных городских территорий, которые в свою очередь также при утверждении представительным органом власти должны проходить публичные слушания.
Советую вам изучить положения Генерального плана города Владимир. В частности раздел и схемы развития улично-дорожной сети и городского пассажирского транспорта общего пользования. В утверждаемой части Генерального плана должен быть основной чертеж, на котором указана схема участков УДС города, на которых предполагается движение городского пассажирского транспорта общего пользования. В обосновывающих материалах генерального плана должны быть приведены расчеты подтверждающие обоснованность предлагаемых решений по критериям минимума суммарного времени реализации транспортных корреспонденций. В утверждаемой части или в обосновывающих материалах Генерального плана (в зависимости от технического задания) должны быть указаны линии (участки УДС города) по которым осуществляется движение той или иной системы транспорта (схема движения троллейбусов, автобусов).
Вопросы дислокации остановочных пунктов системы городского пассажирского транспорта общего пользования решаются на этапе разработок проектов планировок территорий. В частности раздела – транспортное обслуживание населения. В нем рассчитываются согласно СНИП радиусы доступности до остановок.
Однако разработка маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования не является предметом документов территориального планирования и находится в исключительном ведении исполнительных органов власти муниципального образования. По закону её формирование и утверждение не требует проведение процедур общественных обсуждений.
Вместе с тем основным критерием для выработки и принятия решения по изменению действующей маршрутной сети является минимизация времени реализации транспортных корреспонденций всеми участниками дорожного движения в городе. Обоснования целесообразности таких изменений в терминах времени реализации транспортных корреспонденций должны быть предметом обсуждения на уровне специалистов до публичного обсуждения конкретных проектов.

4. Рационально ли заменять троллейбус на автобус на газу или эти виды транспорта надо развивать параллельно? Будет ли искусственное удлинение маршрутов общественного транспорта стимулировать пользование личным автомобилем?
Одним из основных эксплуатационных недостатков троллейбусов в городах действительно является низкая маневренность троллейбусов. Следствием этого недостатка является снижение общей скорости смешанного транспортного потока на участках УДС с троллейбусным движением. Однако этот недостаток, очевидно, нивелируется при организации выделенных полос или организации транспортно-пешеходных улиц, на которых отсутствует смешанный транспортный поток, состоящий из подвижного состава разных систем транспорта.
В теории замена системы транспорта с большей провозной способностью на систему транспорта с меньшей провозной способностью допустима. Такая замена целесообразна в городах с резко убывающим населением, в частях городов с низкой плотностью освоения территорий, где эксплуатация систем транспорта с высокой провозной способностью нецелесообразна. Часто такая замена может быть в отдельных периферийных районах индустриальных городов в постиндустриальный период их развития. Например, при сокращении объемов занятого населения на отдельных градообразующих предприятиях. В этом случае возможен отказ от эксплуатации систем с высокой провозной способностью, ориентированных на единовременную доставку большого количества пассажиров к проходным таких предприятий.
В центральных частях современных российских городов, особенно городов с исторической застройкой, являющийся непреодолимым ограничением для наращивания пропускной способности УДС, такая замена является неоправданной.
Длина маршрутов городского пассажирского транспорта общего пользования не является определяющим показателем. Этот показатель определяет лишь некоторые экономические основы эксплуатации транспорта. Транспортным критерием эффективности функционирования транспортной системы города и городского пассажирского транспорта общего пользования в частности – является время реализации транспортных корреспонденций.

5. Согласно документам территориального планирования, улица Большая Московская должна стать пешеходно-транспортной с сохранением движения автобусов и троллейбусов. К сожалению, там не указана последовательность мероприятий: должны ли быть сначала построены объездные пути, и только потом перекрыто движение частного транспорта по центру города.
План реализации генерального плана разрабатывается органами исполнительной власти городского округа и не является публично обсуждаемым документом

6. Является ли положение о территориальном планировании и генплан города аргументом при отстаивании позиции по сохранению на Большой Московской движения общественного транспорта? В какой последовательности должен проходить процесс деавтомобилизации центральной части города: строительство объездных магистралей, а только затем перекрытие движения личного транспорта или наоборот?
Да. Генеральный план города есть основной документ транспортного планирования в городе.
Не существует отдельной задачи по «деавтомобилизации центральной части города». Это только лишь инструмент повышения эффективности функционирования транспортной системы города. Мероприятия должны разрабатываться и реализовываться в порядке влияния каждого из мероприятий на показатели качества функционирования системы в терминах – рубль/минута.

7. Рационально ли закрывать для движения главную транспортную артерию города, в условиях, когда она проходит через центр города? Как отразится на транспортной системе запрет на движение по одной из двух улиц, связывающих разные районы, в условия линейной планировки города?
Не имея транспортной модели города, на этот вопрос невозможно ответить. Что такое транспортные модели городов можно просчитать тут: http://planetnext.ru/category/projects/transport-models/.

Комментариев нет:

Отправить комментарий