5.20.2014

Орел пешком. Ну почти пешком.

Посещение любого российского города для того, кто интересуется развитием и благоустройством урбанистической среды, - увлекательное мероприятие. Оно дает богатую пищу для размышлений. Во время таких путешествий становится понятным, что - общая для всех городов беда, а что - частная заслуга или вина региональной/муниципальной власти. Владимирцам вообще полезно сравнивать среду, в которой мы живем, с аналогичными историческими городами. Дело в том, что у нас тут распространен миф о том, что мы, дескать, и город-то туристический, и номер один в каком-то там рейтинге, и с экологической точки зрения фору дадим, но это все так - слова... Где мы и где наши соседи становится понятно, только когда выбираешься из нашего уютного мирка.

Наша прогулка по Орлу не претендует ни на объективность, ни на полноту. Это лишь пешеходные заметки владимирцев (один из которых, к тому же, бывший орловчанин).

1. В Орле прекрасно уживаются целых три вида общественного транспорта: трамвай, троллейбус и автобус (тут вместо полноценных автобусов - ПАЗики, Hyundai, пассажирские газельки и Peugeot).


Орловский трамвай между прочим в прошлом году отметил 115-летие. Интересно, что на ряде участков маршрутной сети города единственным видом общественного транспорта является именно трамвай, ну и вообще полного дублирования маршрутов разного транспорта в городе не происходит.
Стоимость проезда в орловском общественном транспорте "двухтарифный": днем - 12 рублей, после 20-00 - 15. В честь чего такая чехарда с оплатой проезда - непонятно. Наверно, власти, оправдывают это тем, что поддерживают социально незащищенные слои населения. Но со стороны выглядит все это идиотично странно. Не менее странно выглядит отсутствие кондукторов в трайликах: плату в некоторых из них берет водитель.

2. Существования концепции оформления наружной рекламы и вывесок, дизайн-кода, единого подхода к малым архитектурным формам и остановочным павильонам в городе первого салюта, увы, не наблюдается. Стандартный торговый центр, коих в Орле просто уйма (Владимир отдыхает, ей-богу), выглядит как-то так.


Или так.

Все, кто скучают по ларькам на остановках, кстати, по достоинству оценят сохраненную в Орле среду а-ля 90-е.

Помимо ларьков на остановках кое-где есть остановочные павильоны, они весьма разнообразны.



И никаких названий и навигации на остановочных пунктах здесь нет. Так что нам не удалось понять, избавился ли Орел от советского прошлого в названиях остановок.

4. Как во многих городах Древней Руси России в Орле есть проблема крылечек-калечек.


Местами такие крылечки пытаются соответствовать своему центральному местоположению. Эти, например, выполнены в едином стиле и одним мастером.


5. Количеству парков и скверов Орла можно только позавидовать. Без преувеличения это один из самых зеленых городов европейской части России, не говоря уже о том, что не в каждом городе есть целых две реки, да еще такие. Владимирцы знают, о чем я говорю)))


За парками в Орле ухаживают. Видно, конечно, что денег на развитие всего этого добра нет, но отношение к озелененным территориям здесь совершенно иное, нежели во Владимире. Деревья побелены, сухих веток не валяется, большая часть скверов оборудована многочисленными скамеечками.

Нет смысла говорить о том, что все скамейки пользуются большим спросом.




Относительно ухожен сквер даже на окраине города. Химмаш - это что-то вроде нашей Ямы. Каждый кто бывал на улице Элеваторной во Владимире, подтвердит, что там не высаживают цветочки в честь праздников. Может, это все оттого, что там нет такого танка?)))



Если серьезно, то, правда, такое ощущение, что в Орле совсем иное отношение к паркам-скверам-бульварам, сложившееся, может быть, еще в советское время и до сих пор не изменившееся. Почти все озелененные территории связаны с теми или иными историческими событиями и уже поэтому их нельзя сравнить ни с нашим сквером за ДК ВТЗ, ни с Загородным парком. Возможно, отсюда и культура поддержания их в пристойном состоянии.

6. Примечательно, что в центральной части города тротуар практически везде отделен от проезжей части вот такими ограждениями. В других районах Орла они не такие стильные, и тем не менее они там есть. Покрашены они, кстати, в весьма пристойные цвета.




Чего не скажешь об этом подвесном мосте.

Короче, не только у нас работники ответственные за благоустройство, страдают дальтонизмом пытаются покрасить вполне приличные объекты городской среды первой попавшейся под руку краской.

7. Рост количества автомобилей в городе явно опережает строительство дорог и парковок. В центре всюду "карманы".  Можно только догадываться как перегружена эта часть Орла в рабочие дни.


В Орле есть транспортно-пешеходные зоны (фактически дороги-дублеры с двусторонним движением), параллельные главной магистрали. А тротуара при этом может и не быть (владимирцам не понять: у нас такое разве что в Добром можно встретить). И так как автомобилей все больше, пешеходы вытесняются на обочину и газоны - и вытаптывают себе тротуары. Вот как здесь.

Пешеходы также вытаптывают себе остановки.

Все правильно: городское пространство должно быть предназначено не только для автомобилистов. Будете вы обустраивать его для пешеходов или нет, они все равно приспособят его под себя. И если не отремонтируете тротуар, заполните пространства, предназначенные для пешеходов ларьками, или выделите под остановочный пункт с большим пассажиропотоком очень мало места, люди будут вытаптывать газоны. Выглядеть городская среда будет убого, но вы сами не организовали ее должным образом.

8. Примечательно, что в Орле очень много знаков "Парковка для инвалидов". Они есть на центральных и второстепенных улицах, у больших и мелких торговых центров.








На входе местного Управления Федеральной налоговой службы даже обнаружился подъемник.

9. Орел - город прямых опор освещения. Столбы здесь стремятся ввысь и в центре города...


...И в районах индивидуальной застройки...
Предлагаем владимирским чиновникам съездить к соседям и разузнать, каким образом поддерживается такое состояние опор контактной сети и освещения.

10. К сожалению состояние покрытий тротуаров в большей части Орла находится в весьма неудовлетворительном состоянии. В центре города, как и в любом более ли менее крупном российском городе, здесь плитка - уложенная не всегда качественно и явно не подновляемая. А не в центре... Ну что-то вроде того же, что у и нас.




































***
В общем, в городской среде Орла есть много такого, чего нет во Владимире, и хотелось бы, чтобы местные власти развивали эти уникальные особенности, а не красили мосты в красный цвет повторяли без оглядки всякие глупости. Но заставить их работать более эффективно смогут только сами жители Орла. KPI российским чиновникам, увы, пока не придумали.






Комментариев нет:

Отправить комментарий