9.24.2015

Как сделать безопаснее переход у 19 школы

Несколько дней назад прокуратура обратилась к администрации города с предписанием об устранении ряда нарушений на пешеходных переходах возле школ. Мы, пользуясь информационным поводом, решили обратить внимание городских властей на один из этих переходов и предлагаем не просто привести его в соответствие, но сделать еще более безопасным. Речь пойдет о переходе около 19-й школы.

На сегодняшний день этот переход язык не повернется назвать безопасным:
- во-первых, для этого участка дороги характерен плотный поток автомобилей в дневное время суток из-за некорректной разметки на ул. Горького (это тема для отдельного большого разговора, не будем заострять сейчас на ней внимание),
- во-вторых, здесь всегда очень высокая скорость движения автомобилей из-за отсутствия светофоров или иных ограничивающих факторов на достаточно длинном участке от улицы Гастелло до площади Ленина, напомним, что переход расположен ровно посередине этого участка,
- в-третьих, ширина проезжей части составляет около 19-20 метров, что практически сопоставимо, например, с шириной проезжей части в районе остановки Химзавод (21 метр).

Судя по материалам СМИ, прокуратура обращала свое внимание на противопешеходные ограждения, отсутствие разметки и прочие "стандартные" приемы, которые, по задумке, должны сделать переход безопаснее. Но в нашем случае ни один из них, кроме, пожалуй, светофора, на который тоже обращала внимание прокуратура, никак не будет способствовать безопасности. Перильные ограждения, совершенно бесполезны (и это доказано практикой, ГОСТы здесь не при чем) и так уже установлены, разметка нанесена, освещение есть, но люди, как попадали там под колеса, так и продолжают попадать.

Мы предлагаем городским властям выйти за рамки привычных для Владимира представлений о переходах, чтобы сделать этот участок образцово показательным с точки зрения комфорта пешеходов, и в порядке эксперимента организовать на переходе островок безопасности в середине дорожного полотна.
Постановление Правительства РФ №315 от 2 апреля 2015 года "О внесении изменений в ПДД", определяет "островок безопасности", как "элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход".  

В феврале 2014 года в ГОСТ Р 52766-2007 внесены изменения, которые позволяют при интенсивном движении организовать островок безопасности, если расстояние от края проезжей части до островка составляет 7,5 м и более. При этом пункт 4.2.5.4 этого же ГОСТ прямо предписывает организацию островков безопасности на дорогах, ширина которых превышает 15 метров.

Островок безопасности на переходе у 19-й школы позволит пешеходам, значительная часть из которых - учащиеся, преодолевать проезжую часть в два приема: перейдя половину дороги, они смогут стоя на островке, в спокойной обстановке убедиться в том, что их пропускают и на второй половине, и пересечь вторую часть дорожного полотна. Наличие островка повлияет и на поведение водителей: он будет их дисциплинировать, побуждая снижать скорость.

Островок безопасности - наиболее эффективное решение для этого перехода с точки зрения простоты воплощения в жизнь. Чтобы его организовать, не потребуется значительных финансовых и временных затрат. 

На сегодняшний день ширина проезжей части в этом месте около 19 метров, при этом разметка на дороге нанесена таким образом, что в каждом направлении есть 2 полосы для движения. Крайняя правая полоса имеет ширину более 5 метров. Таким образом, достаточно изменить разметку короткого участка дороги прилегающего к переходу и выделить по 1 метру с каждой стороны, чтобы получить в середине островок шириной до 2 метров. 

На первом этапе можно организовать островок за счет дешевых в исполнении делиниаторов. Делиниаторы, например, используются на переходах на Пекинке, однако там они не образуют островок, а просто разделяют потоки транспорта.
Можно использовать для выделения островка безопасности и водоналивные блоки - они с недавних пор отделяют островок на "кольце" на Луначарке.
Увы, к сожалению, ни делиниаторы, ни водоналивные блоки не уберегут пешехода от прямого удара автомобиля, но они обратят на себя внимание водителя и заставят его снизить скорость. Кроме того, пешеход психологически чувствует себя безопаснее даже при минимально обустроенном островке безопасности. 
В будущем необходимо организовать капитальный островок безопасности с элементами, защищающими людей от наезда автомобиля, а также возможностью смонтировать освещение в центре дорожного полотна.
Вот примеры организации островков  безопасности в других странах.

Здесь на островке установлено освещение и высажены деревья. Это не просто повышает безопасность, но и делает городскую среду более комфортной.

Пример швейцарского островка. С двух сторон пешеходов защищают прочные столбики, способные выдержать удар автомобиля.
Фото: Mostovoy_

Минский вариант островка на регулируемом переходе.


А это уже вариант нерегулируемого перехода с островком безопасности.

Ну и наконец, островок безопасности на нерегулируемом переходе в Великом Новгороде.
Фото: Яндекс

Как видно практика устройства островков безопасности обширна, есть она и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Перми. На новой Лыбедской магистрали тоже будут островки безопасности, например, при выезде на Октябрьский проспект. И это логично. Ведь сегодня островок безопасности  - это наиболее оптимальное средство, позволяющее в короткие сроки при минимальных затратах значительно обезопасить пешеходов. Организация островка безопасности у 19-й школы не отменяет возможности установки здесь светофора, светофор не просто позволял бы организовать полностью безопасный переход, но и регулировал бы поток транспорта, тем самым разгружая перекресток на площади Ленина. Впрочем это уже совсем другая история.

2 комментария:

  1. Не надо изобретать велосипед, тем более который может потенциально привести к пробкам. Единственное, что тут нужно - светофор с кнопкой. Всё. Переход через 4 полосы должен быть только таким, всё остальное - баловство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это не изобретение велосипеда. Островки безопасности, как на регулируемых, так и на нерегулируемых переходах - широко распространенная практика в городах России и мира. Более того, островки безопасности описаны во многих нормативных документах, регламентирующих строительство дорог и организацию дорожного движения.
      Островок безопасности, даже в теории не может служить источником пробок. А уж в данном конкретном примере, пространство для островка и вовсе выделяется за счет неиспользуемого дорожного полотна.
      Про светофор согласны, более того, мы про это писали в последнем абзаце. Только он должен быть не с кнопкой, а полноценный (так как там достаточно большой поток пешеходов), синхронизированный со светофором на площади Ленина, тогда он обеспечит не просто безопасный переход, но и будет дробить поток автомобилей.

      Удалить