10.18.2015

Парадоксы Перми

Пермь - город-милионник, город-завод, культурная столица, родина пастернаковской Жени Люверс и географа, пропившего глобус. Нас принесло в этот город в октябре, но попали мы, к сожалению, в сущую зиму, поэтому не удивляйтесь, что почти на всех фото снег, лед, слякоть. Как известно, летом все российские города прекрасны. Зато непогода, словно увеличительное стекло, часто выявляет большую часть изъянов городской среды.



Город, в котором не убирают...

Не будем тянуть кота за хвост и сообщим сразу о главном недостатке города. За четыре дня, проведенные в Перми, мы видели уборочную технику на его улицах два или три раза и то в центре (недалеко от областной и городской администраций). В иных местах ни техника, ни дворники нам не встречались. Результат налицо - сначала заваленные снегом, а потом полные воды, тротуары. Такое  даже на окраинах Владимира встречается не очень часто...


К счастью мы избежали участи получить сосулькой по башке или поймать сугроб, сползающий с крыши старинного купеческого особняка (крыши не чистятся, сосули передают привет Валентина Ивановне). Но каждый раз, когда кусок льда пролетал перед нами или после того, как мы прошли, задавались вопросом - сколько пермяков попадает с травмами в больницу в зимнее время - десятки, сотни, тысячи?

Примечательно, что пешком в Перми передвигаются довольно-таки много - и в выходные, и в будни, весь центр города заполнен людьми (а центр Перми по площади раз в пять больше центра Владимира). Почему городским службам и администрации города плевать на население - непонятно. Возможно, руководители оной пешком не ходят.






Система общественного транспорта

От системы общественного транспорта Перми мы ожидали только хорошего. И ожидания эти оправдались. Просто перечислим все, что заставляет сердце владимирца радостно биться.

1. Одинаковая стоимость проезда во всех видах общественного транспорта внутри города. Мы не пользовались городскимими электропоездами маршрутками, но билет на трамвай, троллейбус, автобус стоит в Перми 16 (!!!) рублей. Казалось бы такая, мелочь, но очень удобно платить везде одну и ту же сумму.

Интересно, что при такой низкой стоимости проезда, расстояние на которое вы можете ехать в Перми за эти деньги значительно длиннее любого маршрута во Владимире. Величину транспортных транзакций во Владимире и Перми попросту невозможно сравнивать. Например, микрорайон Гайва оторван от границы основного города. скажем так, на 8 километров. И вы едете туда за те же 16 рублей. До Мотовилихи на трамвае от центра около 5 километров - те же 16 рублей. Как городскому управлению транспорта города Перми удалось такого добиться?

2. Маршруты общественного транспорта разных видов не одинаковы. Конечно, где-то они пересекаются, но вот такого чтобы трамвай конкурировал с автобусом или автобус с троллейбусом, из-за того что у них маршрут практически одинаковый, - такого мы не заметили.

3. Периодичность движения общественного транспорта: почти на каждой остановке трамвая автобуса/троллейбуса размещен график движения транспорта по маршрутам. Таким образом пассажирам легко ориентироваться, сколько им ждать следующего автобуса или трамвая, а контролирующим органам и общественным организациям - выявлять отклонения во времени движения и сообщать о них куда следует.


4. Остановочные павильоны подписаны и не так, как у нас во Владимире, а так чтобы было видно издалека.



На трамвайных остановках также есть перечень маршрутов, дублирующихся на английском языке.






На тех автобусных и троллейбусных остановках, что проектировал еще Лебедев, помимо названия остановки, указано еще направление движение транспорта (откуда и куда) - это, наверно, уже все знают, но для нашего города такой подход еще непривычен, поэтому отмечаем как "плюс". Забавно, что сейчас по всему городу вводят типовые остановочные павильоны, но названия и направления движения на них остаются. В общем, разум в каком-то смысле победил.
Фото из блога Артемия Лебедева http://tema.livejournal.com/744355.html











5. Количество перевозчиков работающих на автобусных маршрутах более 30. Если интересно, на сайте городского управления транспорта можно ознакомиться с их перечнем. При этом трамваи и троллейбусы представлены муниципальным унитарным предприятием (не ЗАО и не ОАО) "Пермгорэлектротранс". Оценка качества работы перевозчиков проводится управлением на регулярной основе. Вот такая намеренно организованная конкуренция.

6. Трамвай в Перми ходит даже по улице жилого микрорайона - улице Максима Горького -(аналогичной нашей Разина или улице Строителей) и под зданием торгового центра. Вероятно, в Перми администрация не поддерживает псевдонаучную точку зрения о разрушении памятников архитектуры от вибраций.



Из минусов системы общественного транспорта стоит упомянуть об отсутствии схем маршрутов на остановках хотя бы в центре и отвратительном состоянии остановочных павильонов.

Что касается схемы маршрутов: конечно, с мобильной версией сайта ГорТрансПермь вполне можно жить, если у вас есть смартфон и если вы заранее подготовились к поездке в Пермь. Но мы бы рекомендовали схемы маршрутов автобусов, трамваев, троллейбусов на остановках все-таки размещать. Понимаем под них на остановочных павильонах заклеенных рекламой мало места, но все-таки... Судя по количеству туристов, которых мы встретили даже в эти морозные октябрьские дни, гостям города они бы очень пригодились.

По поводу состояния остановочных павильонов: более загаженных остановок мы не видели нигде. Граффити, беспорядочная обклейка объявлениями и рекламой, выломанные стенки.

Как таковых остановок, представляющих собой рекламные конструкции, вроде владимирских остановок Russ Outdoor, мы в Перми не встретили. Может, потому и содержатся они так ужасно? Непонятно.

И, дорогие пермяки, с топонимикой у вас тоже проблемы: ну нельзя остановки называть именем улицы длиной в три километра!

Дороги и транспорт - единое целое

Вообще Пермь - один из немногих городов, где управление дорогами и транспортом находится в ведении одного органа - департамента дорог и транспорта. Поэтому владимирец, привычный к тому, что дорогами у нас в городе занимается управление ЖКХ, знаками  и разметкой - управление ГИБДД и управление ЖКХ (а иногда г-н Ведехин), транспортом - управление, прости господи, транспорта и связи, сразу замечает в Перми, что организация дорожного движения, системы общественного транспорта, обеспечения безопасности дорожного движения является единым механизмом. Департамент дорог и транспорта Перми явно не ставит перед собой таких целей как «увеличение пропускной способности», «повышение скорости движения» и прочего бреда, на который любят ссылаться в владимирские дорожные управленцы. Может быть, поэтому для Перми характерно большое количество пешеходных переходов, практически идеальное состояние дорожной разметки, светофоров и знаков, качественная система общественного транспорта и т. п.

При этом очень заметным для нас стала перегруженность дорог транспортом и нехватка парковочных пространств.
Улица Куйбышева в воскресенье вечером.

Парковка рядом с ТЦ "Серго" на улице Монастырской.

Мотовилиха, улица 1905 года. Сплошная парковка, тротуара нет вообще.
Что это - издержки некачественного проектирования новых торговых центров/многоквартирных домов или отставание развития городских парковок от роста количества автомобилей - неизвестно. Но судя по тому, сколько уже улиц уширено, сколько парковочных карманов в Перми за счет этого организовано, следующий шаг - это платные парковки. Ну и торговые центры в историческом ядре пора заканчивать возводить. Хватит уже.

Одно можно сказать точно: у нас во Владимире пока еще вполне здоровая ситуация с трафиком и парковками, но достаточно посмотреть на Пермь, чтобы понять, что нас ждет в недалеком будущем.

Пермский маневр

Одним из самых занятных для урбаниста объектом городской среды Перми является перекресток улицы Куйбышева и улицы Советской с круговым движением. Раньше мы про него только читали в блоге Михаила Якимова, теперь удалось посмотреть, как он работает. Что сказать - работает эффективно!

Перекресток улиц Куйбышева и Советской, в 2014 году здесь организовали круговое движение.

Конструкция на фото и знаки кругового движения служат "успокоителями движения", скорость автомобильного потока здесь заметно ниже, пешеходы переходят дорогу без проблем, хотя плотность трафика в часы пик здесь очень высокая. В общем, опыт хороший, нужно перенимать.

Кстати, организация кругового движения точно таким же малозатратным способом была внедрена и на соседнем перекрестке - пересечении улиц 25 Октября и Советской. Здесь мы как раз-таки оказались в час пик, на фото хорошо видно, какой поток машин идет через перекресток.

Перекресток улиц 25 Октября и Советской в час пик.

Интересно, что в час пик на обоих перекрестках транспорт ехал медленно. Но ехал. А вот на двух регулируемых перекрестках к югу от них (перекресток улицы Газеты Звезда и Ленина, улицы Сибирской и Ленина) случилось две аварии. Одна из них на фото внизу. Казалось бы, как такое возможно?


Но, видимо, даже столкновение с трамваем на регулируемом светофором перекрестке вполне себе вероятное развитие событий на улицах, перегруженных трафиком. Получается, что даже в час пик саморегулируемая система справляется задачей непрерывного обеспечения транспортных транзакций лучше, чем регулируемый перекресток, который поддерживает самоуверенность водителей-лихачей...

Пример организации кругового движения на этих маленьких пермских перекрестках в очередной раз доказывает, что а) к решению транспортных проблем можно и нужно подходить нетривиально, б) хорошие решения, бывает, обходятся бюджету очень дешево.


Шум в глазах

Пермь - город-базар. Давно мы не видели такого количества лоточной торговли на улице, временных торговых павильонов и аляповатых фасадов, увешанных баннерами, вывесками - черти чем.



Возможно, пермяки скажут, что лотки и нестационарные торговые павильоны рядом с автовокзалом и центральным рынком - это нормально. Однако нет, ребята, в наше время это отклонение. Весь этот визуальный шум в городе, торговля носками со столов на центральных улицах  -  просто позор, позор администрации города, позор управлениям предпринимательства, наружной рекламой и информацией, или как в Перми называются эти ведомства. Такого в городе-миллионнике быть не должно. Ужас, мы были в шоке.

Рекреационные пространства

Парки, скверы и бульвары, которые мы успели увидеть напомнили нам... о тех местах, где мы никогда не были, но про которые много читали и слышали от друзей - а именно о европейских зеленых зонах.
Сквер 250-летия Перми.

Во-первых, в Перми все эти парки и скверы ритмично распределились по всему городу. Кругом общественно-деловая застройка - рядом сквер, идем дальше, дома-дома-дома, опа - парк. В общем, зеленые зоны здесь выполняют повседневную роль общественных пространств для рекреации (а во Владимире вот так: четыре городских парка - два на окраинах города, один в центре города, но он остался практически без зеленой территории, и, наконец, старейший парк, благодаря наличию на его площадях двух памятников белокаменного зодчества под охраной ЮНЕСКО, пока еще является парком - правда, на НГ его превращают в уличный базар, а есть еще несколько зеленых территорий вечно находящихся под угрозой исчезновения, потому что никакого статуса они вообще не имеют).

Рекреационные пространства оборудованы большим количеством скамеек и хорошо освещены. Там приятно находится в любое время года и суток.
Скамейка в сквере Уральских добровольцев.

Театральный сквер.
После повторного и финального посещения Сквера 250-летия города Перми, расположенного в нескольких десятках метров от железнодорожного вокзала, мы практически разрыдались и воскликнули: "Ну почему во Владимире все не так?!"
Остается только догадываться, как выглядят все эти пространства летом. Но мы надеемся посетить Пермь в более теплое время года.

Велодорожка, бордюр в ноль и прочие мелочи

Велодорожка в Перми проложена по одной из центральных и самых оживленных улиц города - улице Ленина (обратите внимание на плотность транспортного потока, помимо автомобилей и автобусов здесь ходят еще и трамваи).

Конечно, во время нашего визита, велодорожка была слегка скрыта под снегом и велосипедисты по ней не ездили, но факт остается фактом - на местном аналоге Большой Московской велодорожка организована, несмотря на все "но".

В центре Перми мы как не пытались не нашли тротуаров, которые в местах пересечения с пешеходными переходами, нарушали бы СНИП  35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан». Съезды с тротуаров обустроены с помощью того же бордюрного камня. Парочка примеров ниже.


Нам очень понравилась организованная в Перми навигация по улицам. Во Владимире есть указатели только для автомобилистов, да и таких-то знаков кот наплакал. В Перми, помимо большого количества таких указателей, есть указатели, где указаны не только наименования улиц, но и номера домов, к тому же конструкций и того, и другого вида в городе много. Неплохо бы было и нам этот опыт перенять.


На дорогах внутри микрорайонов Перми очень часто используется знак 5.21 "Жилая зона". Во Владимире этот знак встретишь нечасто, хотя он был бы весьма уместен в подобных случаях во многих владимирских микрорайонах (из последних примеров - улица Чернышевского).



















В городе много урн. Причем они стоят на улицах иногда даже без привязки к какому-то объекту торговли/услуг. Это удобно и поводов мусорить мимо урны у прохожих меньше.

В силу особенностей развития местных субкультур пермское граффити - это больше, чем просто рисунок. Здесь граффити - составляющая часть городской среды. Оно дополняет реальность там, где она слишком убога. А примеров такого убожества в Перми, поверьте, достаточно.





Судя по всему, местный бизнес преимущества граффити как способа сотворения иной реальности оценил и пользуется этим как может. На фотографии ниже - объект Межрегиональной распределительной сетевой компании Урала.

Вероятно, он создан в рамках конкурса, но, согласитесь, во Владимире и в рамках конкурса больше чем подстанцию в каком-нибудь дворе (и то по теме "Покупай Владимирское" спущенной сверху) расписать не дадут. Не по заказу наши граффитисты ничего, кроме своего имени или еще какой-то надписи, изобразить не могут или не хотят.

И еще: именно в Перми мы увидели пример выполнения депутатом обещания, данного перед выборами.


Хорошая практика, очень надеемся, что нынешний созыв владимирского горсовета ее переймет.

***

Более 170-ти лет назад в своих "Дорожных записках" писатель Павел Мельников сказал о Перми: "Пермь независтлива: она считает себя лучше всех городов и упорно стоит за свое. Пермь настоящий русский Китай… И какое китайство в ней – удивительно! Скоро ли она выйдет из своего безжизненного оцепенения? Давай Господи поскорее. Что ни говорите, а ведь Пермь на матушке Святой Руси; ведь не последняя же она спица в колеснице".

Как это ни удивительно, но, основываясь на совершенно других фактах и наблюдениях, мы соглашаемся с этой оценкой нашего соотечественника. И всем, кто любит путешествовать по России и интересуется культурой наших городов, очень рекомендуем посетить Пермь - здесь есть чем заняться и что посмотреть в любое время года. Мы вот обязательно приедем сюда еще раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий