9.22.2014

Владимир: 8 000 велосипедистов, 0 велодорожек

Сегодня молодежная дума Владимирской области провела в Центральном городском парке общественные слушания, посвященные проблемам владимирских велосипедистов.

В мероприятии приняли участие члены молдумы, профсоюзные активисты ВлГУ, представители турклуба "Велес" и глава города Сергей Сахаров. Народу было немного, и назвать это мероприятие общественными слушаниями язык не повернулся бы назвать. Из наглядной агитации была вывешена только карта велопарковок Владимира. Мы попытались найти на ней парковки, но не получилось. Наверно, виновата общественно-политическая недальновидность. Еще всем раздавали листовки с правилами дорожного движения и советами велосипедистам (мы сначала подумали "Ну наконец-то! Пропаганда ПДД", а потом обнаружили в листовке такой совет: "При прослушивании музыки в наушниках во время езды рекомендуется не закрывать одно ухо для контроля ситуации на дороге"). Много и по-разному выступающими говорилось о том, что в городе появляются какие-то зачатки велоинфраструктуры (велопарковки, велодорожка) и что число велосипедистов растет. Сергей Сахаров сказал, что, по сведениям ГИБДД, велосипедистов в городе 8 000 человек. Не знаем, как ГИБДД всех посчитало, но, если что, 8 000 - это около 4% жителей областного центра.

Сергей Сахаров говорил также о том, что с увеличением количества велосипедистов растет травматизм. И призвал всех ездить в шлемах, в одежде со светоотражающими полосами и т. д.

Еще Сергей Сахаров заявил, что Владимир не приспособлен для того, чтобы организовывать здесь велодорожки на общегородских дорогах. СМИ завтра дадут синхроны, не помним, как звучала точная цитата, но смысл был именно такой. После этого мы крепко задумались, какие же города приспособлены для организации велодорожек.

Наша позиция по поводу обустройства велодорожек проста: организовывать или не организовывать их - это не предмет дискуссии. Они должны появиться в городе, где есть 8 000 велосипедистов, если мы не хотим роста травматизма не только среди велосипедистов, но и среди пешеходов. Не знаем, как вы, но вот каждый из нас получил этим летом пару раз от "лихачей" на двухколесном транспорте, ездящим по тротуарам.


Хотим напомнить, что статья 1 Правил дорожного движения гласит, в частности, что
а) "велосипед" - это транспортное средство,
б) "велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом,
в) "велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.

г) "водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Помимо этого, посвященная передвижению на велосипеде статья 24 ПДД достаточно ясно говорит, кто и в каких случаях может ездить на велосипеде по тротуарам (а именно по ним передвигается подавляющее большинство тех 8 000 владельцев велосипедов в нашем городе).

"П. 24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
П. 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
• по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м; движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
• по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
• по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом".


В связи с этим вынуждены огорчить всех велосипедистов-тротуарщиков старше 14 лет без малых детей на заднем сиденье и  сообщить следующее:
1. Велосипед - это транспортное средство, и на нем надо передвигаться вместе с другими транспортными средствами, а не с пешеходами. Управляющий каким-нибудь Stels-ом является таким же водителем, как и тот, кто сидит за рулем Volkswagen Passat. Хотя последнему, возможно, так и не кажется.
2. Некая полоса на тротуаре по улице Мира и проспекту Строителей, названная с легкой руки властей и СМИ, велосипедной дорожкой, таковой на самом деле не является: она не оборудована специальным знаком и не отделена от тротуара.
3. Имея возможность ехать по правому краю проезжей части или обочине дороги, велосипедист старше 14 лет не должен гонять по тротуару, тем самым он нарушает ПДД и подвергает опасности жизни и здоровье пешеходов.
4. Многие владимирские велосипедисты на полном серьезе считают, что тот, кто запрещает ездить им по тротуару, ущемляет их права. По нашим наблюдениям, это связано с тем, что они не знают ПДД и ГИБДД, а также всякие разные управления, не пропагандируют основы грамотного веловождения.
5. Развивать велокультуру, уважительное отношение водителей автомобилей, автобусов и мотоциклов к таким участникам дорожного движения, как велосипедисты, можно только стимулируя велосипедистов ездить в соответствии с ПДД по обочине дороги или по правому краю проезжей части. Как только взрослые велосипедисты будут выдавлены с тротуаров, они не станут мириться с отсутствием велодорожек  и этот вопрос вмиг станет общественно-значимым: велодорожки в городе появятся.
6. Хорошо, что для главы города велосипед - это спорт. Но для большей части горожан, владеющих велосипедом, велосипед - это просто средство передвижения. И количество людей, которые используют его вместо автомобиля в летнее время года и в выходные будет постепенно расти, если мы начнем наконец соблюдать права велосипедистов и предоставлять им возможность не нарушать ПДД, используя велосипедные дорожки. Больше людей на велосипедах - меньше машин, здоровее население, чище город. Эта связь очевидна.

Кстати, согласно ГОСТу Р 52766-2007 велосипедные дорожки могут быть совмещены с пешеходными в сельских поселениях. Возможно, Владимир для кого-то и село, но мы так не считаем.

Так какие же города приспособлены для организации велодорожек? Вероятно, это те города, где власти следуют ПДД, занимаются обустройством велоинфраструктуры и видят в велосипедистах полноценных участников дорожного движения, а не недопешеходов... Да и сами велосипедисты должны понять: велосипед - это ответственность. Хотите жить как в Европе - боритесь за свои права.

UPD. С мнением главы города можно ознакомиться в материалах Зебра-ТВ:
Во Владимире откроется велошкола
Педаль судьбы

Комментариев нет:

Отправить комментарий