2.18.2014

Белокаменное зодчество увязает в быдлотворчестве

Помните, лет пять тому назад кандидаты в разнообразные депутаты эксплуатировали расхожий тезис о том, что Владимир должен стать духовной столицей России? В последних по времени избирательных кампаниях даже намека на это нет. Настолько очевидна несбыточность намерений и откат в пещерный провинциализм.

Провинциальность города – понятие скорее философское. Можно находиться на задворках цивилизации и одновременно быть ее форпостом. Это доказали Юрий Лотман, Иосиф Бродский, Лев Гумилев, Александр Солженицын и многие, многие в России. Во Владимире наглядным примером такой поведенческой стратегии может служить биография легендарной Алисы Аксеновой.

Сегодня много говорится и пишется о превратностях развития городов и городских социумов. Урбанизация, автомобилизация, погоня девелоперов за прибылью превратили жизнь людей в невыносимое существование.
Москвичи, питерцы, пермяки, калининградцы вслед за берлинцами, лондонцами и парижанами задумались о цивилизованной организации городского пространства, в котором есть место природе, людям, культуре, спорту. Сформировалось множество общественных движений за социально оправданное развитие городской среды, которые заставили местные власти, архитектурное и предпринимательское сообщество считаться с ними.

На волне такой общественной активности в России появились первые дизайн-коды городов. В Питере такой дизайн-код разработали для сохранения исторической идентичности новых зданий, в Москве - для вывесок, создающих «визуальный шум», в Калиниграде – для реализации архитектурной политики и развития городской среды, в Самаре – пока для киосков. Все документы находятся в открытом доступе и ознакомиться с ними можно в любое время.
Московский дизайн-код можно скачать с сайта студии Артемия Лебедева. Разработанный коллективом студии бренд-бук для оформления рекламных носителей на 10 столичных улицах (список составлен мэрией в порядке эксперимента) довольно объемист, но весьма полезен для чтения всем без исключения и содержит множество примеров, как не надо уродовать улицы российских городов.

Казалось бы, все, что в дизайн-код Москвы внесено, лежит на поверхности:
- вывески не должны искажать или закрывать архитектурные особенности зданий,
- в пределах одного здания вся реклама согласуется по стилю и цветовым решениям,
- окна зданий не могут быть полностью заклеены рекламой (как например, любят делать сетевые супермаркеты, арендующие первые этаже многих жилых домов),
- самовольно возведенные надстройки и пристройки не допускаются и так далее.

Во Владимире тоже разработана концепция размещения рекламных и информационных конструкций на территории города Владимира и вроде бы даже есть структура, которая следит за соблюдением правил, но ее присутствие в городе не ощущается. Стихийный разгул предпринимательской  амбициозности придает Владимиру неповторимый облик провинциальности и заурядности, несмотря на все попытки сохранить историческую застройку и преподнести ее туристам как достопримечательность.





Универмаг "Валентина" - при всей советскости его архитектурного облика - полностью отвечает требованиям к зданиям, возводимым в историческом ядре Владимира. Оно малоэтажное, выполнено в стиле белокаменной архитектуры с использованием характерных ее элементов: галерей, арок, колонн. Но вот то, как изуродовано это здание вывесками, вызывает раздражение и недоумение. 

Теперь же, когда ведущие российские города всерьез задумались о внешнем облике, отражающем их культуру и, конечно, духовность, как некогда любили выражаться наши доморощенные политики, Владимир год от года все глубже будет погружаться в культурное болото и становиться посмешищем для туристов со своими нелепыми претензиями на столичность.

Культурный форпост, покинутый Алисой Аксеновой, так никто и не занял: некому теперь возвысить свой голос и объявить войну пошлости. Впрочем, может быть, будучи советником губернатора, создательница музейной империи вновь сможет воспользоваться своим авторитетом. Больше Владимир пока защитить некому.


Мало того, что фасад это дома в центре Владимира требует срочного ремонта, так его еще и безвкусными вывесками залепили. Кстати, дизайн-код Москвы запрещает упоминать услуги и приводить перечень товаров на вывесках. Зато разрешает без согласования размещать отдельностоящие буквы и знаки без подложки на уровне глаз прохожих.

В областном центре нет главного дизайнера, а главный архитектор – подобно английской королеве властвует, но не правит. Им всегда все недовольны, но он даже права голоса не имеет, чтобы ответить зарвавшимся лавочникам. Справедливости ради стоит сказать, что в структуру городской администрации эту должность - главный архитектор города - вернули только недавно: при Александре Рыбакове, в течение десяти лет, никакого главного архитектора во Владимире вообще не было, а вот обещанного новым главой города в 2011 году главного художника областной центр так и не дождался. Почему - непонятно. И ответить за то, что фасады владимирских зданий заполнены безвкусными бойкими вывесками, "украшены" причудливыми крылечками и козыречками, завешаны броскими баннерами, вроде бы некого. Как точно сформулировал размышляющий на проблемой культурного кода России блогер Кирилл Анастасьин, у нас традиционно «считается, что… дизайнер стоит в одной очереди с налоговой и пожарной инспекцией, с той лишь разницей, что от него можно отмахнуться», и «служит приставкой к фотошопу».




Еще один пример искажения архитектуры здания. Такие вывески в дизайн-коде Москвы названы "неуместными". Они замусоривают город, да еще в таком значимом для него месте, как площадь. Арендодатель просто обязан привести это здание в порядок, заменить рекламу информационными табличками и, конечно, отремонтировать его.

И далее блогер своими рассуждениями выбивает десятку: «Истинный дизайн рождается, безусловно, в сознании самоуверенного заказчика, именно подобный подход порождает изобилие быдлотворений, которые режут глаза, являясь в нашу жизнь с плакатов и телевизора». Браво! Но в таком случае с быдлотворениями надо бороться профессионально и административными мерами.


Что это? "Империя люстр" продает компьютеры? "Мода для окон" специализируется и на оптике? Бред! Срочно дизайнера для устранения разностилья и череcполосицы! А нижний ярус здания из-за глухих витрин, заклеенных рекламой, производит впечатление склада. Дизайн-код российской столицы это теперь запрещает. Витрины должны быть открытыми.

Минувшим летом журнал "Владметр" провел в своей официальной группе "ВКонтакте" опрос, приуроченный к созданию дизайн-кода города Москвы студией Артемия Лебедева. В исследовании участвовало 184 человека: 161 из них выступил в пользу разработки подобного проекта для центральных улиц города Владимира, 17 - по разным причинам высказались негативно, 6 не проявили интереса к этому начинанию.Расклад мнений показательный: большинство участников опроса хотят улучшения внешнего облика Владимира, они, как нормальные и активные люди, хотят жить, а не существовать в родном городе.

Давно известно, что форма – это отражение содержания, внешность – это маркер душевной и, если хотите, духовной, сущности субъекта или внутренней организации объекта. Во Владимире наблюдается явный диссонанс между первым и вторым. И это при том, что именно здесь утвердилась и стала известна всему миру владимирская пейзажная школа. Знает ли о ней новое поколение владимирцев, вкусы которого сформировал «визуальный шум»? Смогут ли появится в таком окружении талантливые художники, архитекторы, музыканты? Могут ли простые владимирцы жить в гармонии с такой средой?

И если в историческом ядре в последнее время цветовой разноголосицы стало меньше, например, вывески старых торговых рядов наконец перестали затмевать сам архитектурный памятник - видимо, подразделение мэрии все-таки провело разъяснительную работу среди арендаторов, то пройдитесь хотя бы по улицам Горького и Мира и постарайтесь не сойти с ума.




Хорошие примеры того, как вывеска может вписаться в "зеленую зону" здания и не создавать помех восприятию его архитектуры. Наилучшим образом - по цвету вывески, размеру и качеству шрифта - этого удалось добиться "Билайну" - и это несмотря на то, что у компании наверняка существует свой бренд-бук, в отличие от многочисленных магазинчиков на углу.

Кстати, градостроительный облик некоторых отрезков первой из этих улиц создавался в сталинскую эпоху и сам по себе уже является раритетом. Некоторые из зданий могли бы с полным правом войти в реестр памятников истории и культуры.


Очень жаль, что в городе нет хозяина. Пристройки, выполненные всяк на свой лад, вывески всех цветов радуги портят внешний вид этого прекрасного здания. Такое "творчество" необходимо подчинять единому стилю и цветовому решению.







Калининград защитил себя от подобной цветовой вакханалии положением о содержании фасадов объектов капитального строительства. Теперь каждый дом имеет паспорт фасада, визируемый главным дизайнером города и специалистом госинспекции по охране культурного наследия. «Мультиколорные» расцветки фасадов стали невозможны.

Для того, чтобы наполнить этот материал иллюстрациями нам не пришлось сильно напрягаться: увы, Владимир дает много поводов позлорадствовать над его обликом. Что же делать? Ну для начала, хотя бы разработать собственные концепции вывесок, малых архитектурных форм, воспользоваться опытом других городов, может быть, даже пригласить специалистов из других регионов. Иначе, несмотря на все наши претензии на историческую и культурную исключительность, мы так и останемся заштатным городом средней полосы России.

Этот дом на ул. Мира особенно странно смотрится в профиль: кажется, что крылечки-"калечки" построили специально для любителей паркура. Колхозный дизайн рулит!




     

Комментариев нет:

Отправить комментарий