4.03.2014

Антон Буслов: "Транспортная навигация должна помогать ориентироваться в городской среде"

Вопрос переименования остановок не перестает на перестает нас волновать, нам совершенно не хочется, чтобы в и так уже эклектичный образ нашего города были привнесены массовые, не очень обоснованные изменения, мешающие к тому же ориентироваться в его пространстве. Мы уже указывали властям на то, что запущенный процесс переименований изначально не соответствовал городскому законодательству и пытались обратить их внимание на мнение горожан. Однако не только власти, но и активные защитники новых, "исторических" названий остановок, призывают не учитывать мнение простых людей, ибо темен наш народ и необразован. Сколько бы мы не призывали к здравому смыслу, мы постоянно слышали упреки в том, что будучи не специалистами ни мы, ни все остальные граждане, не имеющие отношения к науке и краеведению не должны спорить с грамотными и опытными людьми, занимающимися при администрации города вопросами переименования.

"Специалисты так специалисты!" - решили мы и обратились к специалисту по транспортной навигации, имя которого неплохо знают не только в России, но и в мире. Проект «Владимир. Город для людей» задал несколько вопросов  о переименованиях Антону Буслову - cопредседателю Межрегиональной общественно организации «Город и транспорт», cоветнику главы города Самары по вопросам транспорта, эксперту по транспорту и городской среде Фонда «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца». У Антона очень полезный ЖЖ, который мы постоянно читаем сами и рекомендуем просматривать всем людям, интересующимся урбанистикой. Надеемся, что мнение Антона по проблеме переименований остановок во Владимире будет не просто интересным, но и заставит задуматься о последствиях топонимического зуда для нашего города. В конце концов это просто взгляд со стороны - взгляд, которого лично нам очень не доставало и которого так боится местное экспертное сообщество.


1. Как лучше построить процесс переименований топонимических объектов (улиц, площадей, остановок)? Должно ли учитываться мнение жителей города, даже если они не являются специалистами по топонимике и транспортной навигации?

Названия остановочных и пересадочных пунктов являются важнейшим элементом транспортной навигации города, в тоже время, они неразрывно связаны с теми изменениями, которые происходят в самом городе. Любые изменения в этой сфере допустимы только после
тщательного исследования предпочтений горожан. Основной задачей при наименовании остановочных пунктов должно являться обеспечение их однозначной привязки к конкретным объектам расположенным в пределах пешеходной доступности данного остановочного пункта (т.е. в радиусе не более 250 метров) или к ключевым общеизвестным, общепринятым наименованиям соответствующих мест. В отсутствии крупных точек пассажиропритяжения или общеизвестных мест, названия остановочные пунктов преимущественно следует давать с привязкой к существующим топонимам (названиям пересекающихся улиц, названиям
площадей). То есть должны быть изучены не столько мнения, сколько привычки жителей. Должен быть найден ответ на вопрос: «Как обычно люди называют это место?» Изменение названия на непривычное и непонятное для горожан приведет к тому, что большинство продолжит именовать остановочные пункты так, как им понятно и удобно, а меньшинство (например гости города) не сможет понять тот маршрут, что им объясняют местные жители, так как названия на самих остановках окажутся другими.

2. Как может отразиться одномоментное переименование всех или большей части остановок на состоянии транспортной навигации? 

Такие радикальные изменения будут игнорироваться горожанами, они продолжат употреблять привычные им названия. Использование новых названий на остановках, в маршрутоуказателях, автоинформаторах и т.д. будет служить источником путаницы для гостей города и наиболее консервативных в своих привычках слоев общества, в том числе пенсионеров. В течении года в миллионном городе без ущерба для адаптации жителей могут быть переименованы до 5 остановочных пунктов. Но в каждом случае это должно сопровождаться исследованиями предпочтений жителей, и, в случае принятия решения, активной разъяснительной и информационной кампанией с привлечением СМИ, размещением информации на остановочных пунктах, в подвижном составе транспорта и т.д. Надо отметить, что переименования, которые делаются без ущерба для последующего ориентирования горожан, достаточно дорогостоящее мероприятие, цена которого растет сообразно масштабу задачи.

3) Каковы приоритеты выбора названия для остановок? Что важнее историчность, привычки горожан, удобство использования названия, значимость объекта, в честь которого назван объект, информационная составляющая названия?

Главным фактором являются привычки горожан по именованию данного конкретного места. С другой стороны жители часто сокращают существующие длинные названия до просторечных, но интуитивно отождествляемых с оригинальным. В таком случае менять называние остановок не требуется. Если остановка названа «Школа», а фактически рядом с ней был построен крупный торговый центр, то горожане логично будут называть эту остановку названием торгового центра. Совершенно бессмысленно пытаться «спорить» с горожанами, и в этом случае правильней переименовать остановку по названию фактически существующей на ней точки пассажиропритяжения. Транспортная навигация должна помогать ориентироваться в городской среде, такой какая она есть на текущий момент, т.к. она носит ярко утилитарную функцию. Остановочным пунктам не должны присваиваться названия в связи с историческим прошлым какого-то места, в этом подход к именованию остановочных пунктов отличается, например, от именования улиц или площадей. Главным является вопрос, как люди называют данную остановку сейчас, и как правило используемое название соответствует названию ключевой точки пассажиропритяжения данной остановки.

4. Должны ли названия топонимических объектов (в данном случае остановок) отражать современное состояние города?

Безусловно да.

5. Допустимо ли «передвигать» названия остановок, если у названия нет точной привязки к объекту, территориально близкого к этой остановке? В примере выше на улице, именем которой названа остановка, расположено сразу несколько остановочных пунктов. 

При переименованиях остановок предпочтительно не дублировать и не использовать вторично каких-либо названий. То есть «перемещение» названия с одного остановочного пункта на другой будет нести максимальный дискомфорт для восприятия изменений горожанами. В тоже время, если в названии остановки используется топоним (например название улицы) перекресток с которой находится более чем в радиусе 250 метров, то такое название нельзя признать удачным. В таких случаях (на длинных улицах и проспектах в жилых кварталах, где нет «ярких» точек пассажиропритяжения) можно использовать названия остановочных пунктов с указанием номера ближайшего дома, например «Улица Ленина, дом 41». Это позволит пассажирам легче ориентироваться на данной конкретной улице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий