Мы всегда подчеркивали, что выступаем не против идеи пешеходного маршрута, как такового. Пешеходная зона - это давняя мечта владимирцев. Поэтому, протестуя против перекрытия Большой Московской мы призывали к рассмотрению альтернативных вариантов.Как и обещали, презентуем свое видение организации пешеходной зоны во Владимире. Этот маршрут, отчасти пересекается с предложениями ведущих архитекторов Владимира, Евгения Бирюкова и Игоря Столетова, а также Владимиро-Суздальского музея заповедника, считающих, что основой пешеходного маршрута должна быть улица Георгиевская. Предлагаемый нами маршрут несколько больший по протяженности.
Пешеходный маршрут «Улица Козлов вал – Спасская церковь – улица Спасская – улица Георгиевская – улица Девическая – Княгинин монастырь – переулок Воровского» представляет пространство, протяженностью около 1,5 километров на котором разместились более двух десятков памятников архитектуры, знаковые для владимирцев места и несколько рекреационных зон.
1. Архитектурные памятники.
Пешеходный маршрут «Улица Козлов вал – Спасская церковь – улица Спасская – улица Георгиевская – улица Девическая – Княгинин монастырь – переулок Воровского» представляет пространство, протяженностью около 1,5 километров на котором разместились более двух десятков памятников архитектуры, знаковые для владимирцев места и несколько рекреационных зон.
1. Архитектурные памятники.
Этот пешеходный маршрут начинается одним из самых известных сооружений оборонительной архитектуры Древней Руси - Золотыми Воротами XII века, а завершается Успенским Княгининым монастырем, основанным, согласно летописному преданию, в начале XIII века женой великого князя Всеволода Большое гнездо Марией Шварновной.
Прогулочная зона проходит вдоль оборонительного вала XII века, через Водонапорную башню (памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры), построенную в 1912 году, Спасскую церковь, заложенную владимирским князем Андреем Боголюбским в 1164 году и перестроенную в XVIII веке, Георигевскую церковь, основанную Юрием Долгоруким в 1157 году и перестроенную в XVIII веке, здание первой владимирской аптеки, Торговые ряды XVIII века, памятники гражданской архитектуры XIX века.
Прогулочная зона проходит вдоль оборонительного вала XII века, через Водонапорную башню (памятник инженерно-технической и промышленной архитектуры), построенную в 1912 году, Спасскую церковь, заложенную владимирским князем Андреем Боголюбским в 1164 году и перестроенную в XVIII веке, Георигевскую церковь, основанную Юрием Долгоруким в 1157 году и перестроенную в XVIII веке, здание первой владимирской аптеки, Торговые ряды XVIII века, памятники гражданской архитектуры XIX века.
2. Памятные для владимирцев места.
На пешеходном маршруте располагается несколько знаковых мест для истории Владимира. В частности, там, где теперь находится водонапорная башня, согласно летописным данным, была прорвана оборона города в 1238 году. До сих пор в этом месте нет ни какого-нибудь памятника героической обороне владимирцев, ни мемориального знака, многие владимирцы с трудом представляют ход взятия нашего города монголо-татарами, между тем, этот материал представляет большой интерес для исторической реконструкции и мог бы стать темой для проведения исторических фестивалей, которых во Владимире пока, кстати, нет.
В районе Спасской церкви, как считается, в XII веке располагался двор владимирского князя Андрея Боголюбского. Многим владимирцам это место памятно уже по истории XXI века: благодаря активному гражданскому сопротивлению на этом участке не была построено здание гостиницы, а земля, ранее принадлежавшая предпринимателю Сергею Елесину, перешла в собственность муниципалитета. Сейчас здесь пустырь, часто здесь паркуется автотранспорт, но есть проекты по обустройству в этом месте сквера. В любом случае этот уголок города очень перспективен с точки зрения организации здесь какого-либо социального пространства.
Георгиевская церковь, дошедшая до нас в архитектуре XVIII века была заложена Юрием Долгоруким еще в 1129, затем перестроена его сыном Андреем Боголюбским в 1157 году и фактически стала первым белокаменным храмом Владимира. В таком виде церковь не сохранилась, она была перестроена после пожара в XVIII веке, и далеко не каждый владимирец знает, какое значение имел этот храм и территория вокруг него, являвшаяся фактически княжеским двором, в XII веке.
Одним из памятных мест, расположенных на описываемом нами маршруте, является дом, где жил адмирал Михаил Лазарев - первооткрыватель Антарктиды и командующий Черноморским флотом. Включение в пешеходный туристический маршрут данного объекта должно способствовать популяризация имен прославленных наших земляков. Здесь сейчас расположен магазинчик сувениров и музей Бабы-Яги, но сдается нам, что при творческом подходе в этом здании вполне можно было бы открыть филиал ВСМЗ, посвященный жизни и быту владимирских дворян, прославивших наш край, - аналогичный интереснейшей экспозиции в Доме Столетовых.
Георгиевская церковь, дошедшая до нас в архитектуре XVIII века была заложена Юрием Долгоруким еще в 1129, затем перестроена его сыном Андреем Боголюбским в 1157 году и фактически стала первым белокаменным храмом Владимира. В таком виде церковь не сохранилась, она была перестроена после пожара в XVIII веке, и далеко не каждый владимирец знает, какое значение имел этот храм и территория вокруг него, являвшаяся фактически княжеским двором, в XII веке.
Одним из памятных мест, расположенных на описываемом нами маршруте, является дом, где жил адмирал Михаил Лазарев - первооткрыватель Антарктиды и командующий Черноморским флотом. Включение в пешеходный туристический маршрут данного объекта должно способствовать популяризация имен прославленных наших земляков. Здесь сейчас расположен магазинчик сувениров и музей Бабы-Яги, но сдается нам, что при творческом подходе в этом здании вполне можно было бы открыть филиал ВСМЗ, посвященный жизни и быту владимирских дворян, прославивших наш край, - аналогичный интереснейшей экспозиции в Доме Столетовых.
3. Рекреационные зоны.
Предлагаемый маршрут уже располагает несколькими зелеными зонами, а также площадками, которые можно оборудовать для культурного отдыха и развлечений:
А. Площадка у Спасской церкви, территория, размерами 80х45 метров, прилегающая к трем памятникам архитектуры. С площадки открывается отличный вид на пойму реки Клязьма, а также на жемчужины белокаменной архитектуры Владимира - Успенский и Дмитриевский соборы.
Б. Патриарший сад - уникальный садово-парковый комплекс Владимира. На территории парка сегодня существуют несколько пешеходных маршрутов, по саду проводятся увлекательные экскурсии, летом здесь работает фонтан. В ближайшее время территория Патриаршьего сада должна подвергнуться значительной реконструкции.
В. Площадь у Старой аптеки, улица, которая является одним из открыточных видов Владимира. Старая аптека и замощенная улица знакома всем владимирцам с детства. Хотя сегодня она явно нуждается в благоустройстве.
Г. Комсомольский сквер (площадь перед новыми Торговыми рядами), современный сквер, размерами 100х45 метров с большим фонтаном, проведенным благоустройством и озеленением. Одно из излюбленных мест горожан.
Д. Площадь перед Георгиевским храмом, уютная, благоустроенна площадка, образующая практически закрытый двор, окруженный памятниками архитектуры. В праздничные дни здесь проводятся концерты Владимирского губернаторского симфонического оркестра, Городского духового оркестра и других музыкальных коллективов.
Е. Двор ЦПИЗО уютная, благоустроенная площадка, образующая закрытый двор, окруженный памятниками архитектуры. Поистине недооцененное место, идеальное для проведения театральных представлений, музыкальных фестивалей, художественных вернисажей и ярмарок.
Ё. Площадка за зданием старой аптеки, сегодня неблагоустроенная площадка, используемая под парковку автомобилей. В перспективе на ней может быть создана смотровая площадка, с которой открывается великолепный вид на Успенский и Дмитриевский соборы, а также пойму реки Клязьма и южную часть «Нового города» Древнего Владимира. (вид с площадки в сентябре 2013 года оценил министр образования РФ Дмитрий Ливанов).
Помимо названных площадок, можно также создать новые рекреационные зоны.
Например, на территории современной парковки, расположенной в районе улицы Георгиевская может быть создана зона, в пределах которой разместятся фудкорт, детские и игровые площадки. Через территорию должно быть организовать движения транспорта с Б.Московской на ул.Владимирский спуск. Проведение должного благоустройства (установка столбиков, разметка и прочее) будет способствовать тому, что наличие небольшого количества транспорта (исключительно трафик, направляющийся на Владимирский спуск) не будет вызывать дискомфорта у отдыхающих. Пример организации подобной улицы можно увидеть в Москве (Большая Дмитровка) и в других городах мира.
Пример организации пешеходной улицы с сохранением узкой проезжей части в Москве на Большой Дмитровке. Фото: Илья Варламов
Пример организации пешеходной улицы с сохранением узкой проезжей части в Москве на Большой Дмитровке. Фото: Илья Варламов
Вот один из примеров организации пространства в Москве, на площадке, где раньше располагалась стоянка автомобилей
Фото: Илья Варламов
4. Транспорт.
Организация пешеходной зоны по маршруту «Улица Козлов вал – Спасская церковь – улица Спасская – улица Георгиевская – улица Девическая – Княгинин монастырь – переулок Воровского» подразумевает минимальные транспортные риски.
На сегодняшний день часть маршрута уже закрыта для движения. Так, закрыт для движения участок предполагаемой пешеходной зоны по улице Козлов вал, а также по улице Георгиевская в районе Георгиевской церкви и старой аптеки. Транспортный поток на улице Спасской минимален, улица, в основном используется для стоянки транспорта.
Транспортное обслуживание домов по улице Владимирский спуск может быть налажено через проезды, соединяющие эту улицу с Большой Московской (через арки домов №№14 и 20 (движение пешеходов с Большой Московской в рекреационную зону может быть налажено через пешеходную арку дома №16). Для этого можно обустроить узкую проезжую часть, полностью отделенную от пешеходной зоны столбиками.
Фото: Илья Варламов
Пересечение с пешеходным маршрутом в районе улице Георгиевская, должно быть обустроено с полным приоритетом пешеходов, примеров такого пересечения в России и мире достаточно много.
5. Организация движения пешеходов.
Фото: Илья Варламов
Пересечение с пешеходным маршрутом в районе улице Георгиевская, должно быть обустроено с полным приоритетом пешеходов, примеров такого пересечения в России и мире достаточно много.
Пример предложения Фонда "Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца" по обустройству пересечения пешеходной зоны и действующей улицы в Москве . Фото: Илья Варламов
5. Организация движения пешеходов.
Пересечение пешеходного маршрута с Б. Московской будет располагаться в створе улиц Девическая и Георгиевская. Приоритет движения также сохраняется за пешеходами. На улице должен быть установлен широкий нерегулируемый переход с островком безопасности или регулируемый переход со светофором.
Пример организации перехода с островком безопасности в центре дороги. Фото: Илья Варламов
Улица Девическая закрывается для движения полностью. Транспортное обслуживание зданий, расположенных на улице Девическая будет осуществляться за счет ресурсов улиц Большая Московская, 1-я и 2-я Никольской, а также Княгининской и улицы Ильича.
Пример организации перехода с островком безопасности в центре дороги. Фото: Илья Варламов
Улица Девическая закрывается для движения полностью. Транспортное обслуживание зданий, расположенных на улице Девическая будет осуществляться за счет ресурсов улиц Большая Московская, 1-я и 2-я Никольской, а также Княгининской и улицы Ильича.
В районе ул. 1-я Никольская организован заезд на парковку к комплексу «Торговые ряды». Пересечение должно быть обустроено с приоратом пешеходов. Аналогичные пересечения обустраиваются на улицах 2-Никольская и Княгининская.
Пример организации пешеходного перехода в Лионе. Фото: Илья Варламов
Пример организации пешеходного перехода в Лионе. Фото: Илья Варламов
Организация пешеходной зоны по маршруту «Улица Козлов вал – Спасская церковь – улица Спасская – улица Георгиевская – улица Девическая – Княгинин монастырь – переулок Воровского» не потребует ликвидации маршрутов общественного транспорта.
Организация пешеходной зоны по маршруту «Улица Козлов вал – Спасская церковь – улица Спасская – улица Георгиевская – улица Девическая – Княгинин монастырь – переулок Воровского» не потребует перекрытия продольных улиц, ул. Б. Московская, 2-я Никольская и Княгининская, с которыми во Владимире дефицит. Исторически город был зажат между рекой Клязьмой и рекой Лыбедью, так что его развитие шло по оси юго-запад – северо-восток. Это направление осталось актуально и после того, как город вышел за пределы Лыбеди, а сама река была убрана в коллектор. Именно поэтому дороги, ориентированные по направлению с запада на восток имеют особенное значение для транспортной системы Владимира.
В перспективе строительства Лыбедской магистрали, а также иных путей объезда исторического центра, существует возможность закрытия движения автомобильного транспорта по Большой Московской. В таком случае, дорожное полотно, может быть сужено до минимума и центральная улица города превратится в транспортно-пешеходную. Аналогами подобных улиц являются трамвайно-пешеходные улицы в ведущих мировых столицах.
Пример трамвайно-пешеходной улицы в немецком Аугсбурге. Фото: Илья Варламов
Во Владимире Большую Московскую вполне можно превратить в троллейбусно-пешеходную или троллейбусно/автобусно-пешеходную улицу, в том случае, если автобусы будут работать на газу. С подобным предложением во время совещания, посвященного организации пешеходной зоны уже выступал Глава города Владимира Сергей Сахаров.
Пример трамвайно-пешеходной улицы в немецком Аугсбурге. Фото: Илья Варламов
Во Владимире Большую Московскую вполне можно превратить в троллейбусно-пешеходную или троллейбусно/автобусно-пешеходную улицу, в том случае, если автобусы будут работать на газу. С подобным предложением во время совещания, посвященного организации пешеходной зоны уже выступал Глава города Владимира Сергей Сахаров.
Аргумент о том, что троллейбусные провода портят вид исторических памятников не может рассматриваться серьезно, так как во многих исторических городах Европы и мира, успешно существуют транспортно-пешеходные улицы, на которых располагаются контактные сети троллейбусов и трамваев. В этом случае необходимо разработать дизайн-код опор троллейбусных линий и убрать провода, не связанные непосредственно с контактной сетью троллейбуса под землю.
Трамвайно-пешеходная улица Яффо в Иерусалиме. Фото: Илья Варламов
А вот "пьяные" столбы действительно портят вид центра нашего города.
Комментариев нет:
Отправить комментарий