2.09.2014

"Лоховоз" или транспорт будущего?

В скором времени во Владимире подорожает проезд на общественном транспорте. Так повелось, что автобус у нас стоит дороже чем троллейбус на рубль, а то и на два. Связано это, видимо, с тем, что троллейбус всегда был муниципальным и городские власти находили средства для компенсации выпадающих расходов. 




Сегодня существует укоренившееся понимание, что троллейбус – это такой «лоховоз» для студентов и бабушек, самой неплатежеспособной категории граждан, которая никуда не торопится и может позволить себе «роскошь» медленной езды. Многими троллейбус расценивается, как гремящий и разваливающийся пережиток прошлого, передвигающийся по городским улицам исключительно из-за социальной ответственности  перед пенсионерами.


(источник фото: wikipedia.org, автор: Alex Anders)

Такое понимание базируется на сознательном или несознательном искажении фактов о «рогатом» и его роли в структуре общественного транспорта. Современный троллейбус - это экологически чистый вид транспорта, он экономически выгоднее, долговечнее и главное намного комфортнее автобуса.



(источник фото: wikipedia.org, автор: Momox de Morteau)

Во Владимире "противостояние" автобус-троллейбус базируется еще и не том, что троллейбус – исключительно муниципальный транспорт, а автобус также исключительно принадлежит частным перевозчикам. Долгие годы владимирский троллейбус был катастрофически убыточным, но ситуация начала значительно улучшаться несколько лет назад. Если в 2011 году дотации предприятия «Владимирпассажиртранс» за счет городского бюджета составлял 80 млн рублей, то в 2012 эта цифра сократилась вдвое, а в по предварительным оценкам в прошлом году и вовсе составила 13 млн.





Самое интересное, что в 2012 году «Владимирпассажиртранс» отказался от предоставленной ему возможности увеличить стоимость проезда, что параллельно с подорожанием проезда в автобусе сделала троллейбус еще более привлекательным. По оценкам городского руководства такая ценовая политика добавила в копилку предприятия 1,5 млн. ежемесячно.

Сегодня городские власти готовы компенсировать троллейбусу 1 или 2 рубля с каждого билета, тем самым цена проезда в нем после подорожания вряд ли будет выше 15 или 14 рублей. Параллельно с этим автобусные перевозчики никогда не гнушались правом пролоббировать повышение предельной стоимости проезда, так что в соответствии с постановлением губернатора Владимирской области тот же самый "Бигавтотранс" на законных основаниях поднимет цену на проезд во владимирских автобусах с 11 февраля до 16 рублей.



С троллейбусом не все так однозначно. Еще неизвестно, поднимется ли цена за билет, но, конечно, было бы замечательно, если бы власти смогли сохранить тариф на проезд в троллейбусе на сегодняшнем уровне, доведя разницу в цене поездки практически до 20%. Но даже разница в 2 рубля – это серьезный аргумент в пользу самого экологичного вида транспорта, особенно с учетом отмены проездных у главного и практически монопольного перевозчика – «Бигавтотранс». Петр Фокин в блоге на «Зебре» привел нехитрый расчет расходов на проезд семьи, состоящей из 4-х человек и живущих в Заклязьминском. 

«С января 2014 года, после отмены проездных, за пятнадцать рабочих дней их расходы на проезд в общественном транспорте превысили 4 000 рублей… В семье приняли решение не отпускать детей в город по выходным дням».

Монополист, к слову, не планирует возвращать проездные, сетуя на то, что их часто подделывают. И заставить его городские власти в условиях проведенных конкурсов на обслуживание маршрутов даже не смогут. А «Владимирпассажиртранс» могут, так как это предприятие муниципальное. В развитых городах общественный транспорт в принципе всегда находится в ведении муниципалитета, ведь именно городские власти заинтересованы в грамотно организованной транспортировке населения к местам проживания, работы, отдыха и т. п., это не в последнюю очередь влияет на развитие города. Кстати, и устав города Владимира, также как и федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления", на котором он основан, относит «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа» к прямым обязанностям городских властей .
Согласитесь, владимирский автобус заточен под извлечение прибыли, а не под удобство людей. Именно поэтому мы наблюдаем автобусы без кондукторов (оплату за проезд в которых при входе взимает водитель), сокращенный график движения (вспомните 28-й маршрут) и маршрутную сеть, которая не всегда отвечает запросам горожан.
К слову, проблема с маршрутами "Владимирпассажитранса" касается не в меньшей, а пожалуй и в большей степени. В начале 2000-х под странным предлогом была демонтирована линия в Загородный, сокращались и другие маршруты. Но, если в Загородный линия была уничтожена физически, то с остальной территорией города проще – остались разворотные кольца, тяговые подстанции  и контактная сеть. Запустить новые маршруты здесь можно. А в случае с Загородным существует один очень простой выход – троллейбус на автономном ходу, давно признанный во всем мире и только приживающийся в российских городах. Первый такой уже испытывают в Коврове, вроде как вскоре такие же появятся и во Владимире. Такой троллейбус легко составит конкуренцию автобусной монополии, может охватить Юрьевец, 8-ЮЗ, Боголюбово и тот же Загородный. Это, безусловно, даст толчок к развитию общественного транспорта в городе.

2 комментария:

  1. Даже если будут использоваться дуобусы, это не отменит необходимости расширения КС. Территория современного Владимира уже слишком велика.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Троллейбусы на автономном ходу могут стать таким толчком к развитию и дальнейшему сокращению убыточности предприятия. А дальше уже можно и контактную сеть развивать. Думаю, что такие троллейбусы могут оттяпать значительную часть пассажиропотока, к примеру в 8-ЮЗ и Загородном.

      Удалить